Валерий Королев: «Местное самоуправление отправилось в путь от демократичности к технократичности»

icon 17/02/2022
icon 17:55
Главная новость
Валерий Королев: «Местное самоуправление отправилось в путь от демократичности к технократичности»

Автор: Фото: denpot.com

Фото: denpot.com

Вчера на комитете по государственному устройству и местному самоуправлению депутаты рассмотрели федеральный законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И сегодня депутаты одобрили его на сессии. 

Что предполагает законопроект? Например, создание одноуровневой системы органов местного самоуправления, ликвидацию сельских и поселковых советов и избираемых глав местных администраций - в стране останутся только городские и муниципальные округа и внутригородские районы в крупных городах. Главы органов местного самоуправления будут избираться прямым голосованием, но их по конкурсу смогут назначать местные советы, главы регионов будут обладать правом предлагать своих кандидатов. Губернатор будет обладать правом наложить взыскание на главу муниципалитета, вплоть до отстранения. За муниципальными органами будут закреплены 27 неотъемлемых полномочий (бюджет, благоустройство, озеленение), а остальные будут перераспределяться (ЖКХ, транспортная инфраструктура).

- При изучении этого законопроекта мы обменивались мнениями и обсуждали его с другими регионами. Это и Татарстан, и Пермский край, и Челябинская область. Среди них есть те, кто уже реализует процесс выстраивания одноуровневой системы местного самоуправления. И они делятся своим опытом, - рассказала председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Екатерина Хрусталёва. - Хотелось бы подчеркнуть, в ходе этой реформы мы не лишимся местной власти. У нас в районах есть сельские администрации, они статут территориальном центром муниципальной власти на местах. Другими словами, наши опытные главы останутся в системе муниципальной власти. Более того, им больше не придется заниматься ведением бухгалтерии и решением юридических вопросов, а значит больше будет времени для работы с жителями. А дотационные местности при одноуровневой системе местного самоуправления получат возможность развиваться, участвовать в региональных и федеральных программах.

Сегодня на сессии облсовета депутаты одобрили законопроект, о чем известили по регламенту правительство. Против законопроекта проголосовали коммунисты. При этом особых доводов от оппозиции услышано не было. Те же коммунисты отделывались общими фразами. Так Александр Ушаков говорил о грядущей безработице среди глав сельских поселений и депутатов. Первых в нашем регионе 300 человек, а вторых 2500.

«Новости Липецка» попросили высказать мнение об одобренном законе представителя правых сил Липецка. Голос правых не представлен ни в городском ни в областном парламенте, и практически не слышен. О законе о местном самоуправлении поразмышлял председатель «Липецкого социально-экологического союза»  Валерий Королев:

- Те красивые слова, составляющие смысл и содержание ст.12 Конституции РФ о независимости местного самоуправления, остались лишь на бумаге. ФЗ-131 о местном самоуправлении был принят «сырым», но была надежда, что со временем его доработают. Внесение многочисленных поправок и дополнений, принятие перечня параметров эффективности МСУ, не спасли ситуацию. Принимаемый закон со временем полностью заменит 131 ФЗ, но не исправит положения с местным самоуправлением в России, фактически упразднив разделение властей. Новый проект закона допустимо охарактеризовать так:  упрощение системы местного самоуправления и жесткий контроль со стороны государства и региона, говорит

Учитывая печальную практику Липецкого областного совета за последние месяцы. можно было заранее предположить, что он поддержит проект и не выскажет серьезных замечаний по нему. Технократический подход к формированию региональной власти, принятый в РФ в последние годы, практически отменил демократические выборы глав администраций регионов. Такой же путь – от демократичности к технократичности – проделает местное самоуправление, где давно упразднены прямые выборы мэров городов и глав муниципальных районов.

В проекте закона усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед главой администрации региона. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов». Главе региона достаточно обратиться с этой инициативой в представительный орган муниципального образования. Также глава региона может вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по исполнению полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными или региональными законами. Подождать месяц, убедиться в бездействии главы МСУ и отрешить его от должности. Так обеспечивается возможность участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления. Настоящая демократия!

В переходный период до 2028 года будет реформирована избирательная система Липецкой области. С 01. 01. 2023 года выборы по старым правилам проводиться не будут, потому что они теряют смысл. Очевидно, что в течение пяти лет возникнет много вопросов о легитимности решений представительных органов, сформированных до указанной даты. Более того, значительное сокращение депутатов местных советов потребует серьезной корректировки всего избирательного законодательства РФ.

Что можно ожидать при реализации закона в Липецкой области? Например, создания большой агломерации Липецк-Грязи в виде городского округа, включающего часть прилегающих сельских территорий. Возможно немного «разбавят» сельскими поселениями городской округ Ельца. Закон прописывает даже такие детали как плотность населения и соотношение территорий городов и сельских земель, включаемых в городской округ. Районы могут переформатировать, применив механический или математический подход с учетом их финансового состояния и числа жителей.

Упрощение системы местного самоуправления не приведет к устранению его проблем, среди которых плохо отрегулированное законодательством перераспределение бюджетных средств, их острый дефицит, кадровый голод. Законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. Регион дополнительно может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании (которые не отнесены к неотъемлемым) и осуществлении их на региональном уровне. Данный проект закона, продолжая грустную традицию ФЗ 131, не вносит ясность и уточнения в вопросы о полномочиях МСУ. Не устраняется проблема наделения МСУ полномочиями, не обеспеченными деньгами, при этом источники доходов местных бюджетов определяются региональными законами.

Структура органов местного самоуправления останется прежней: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования. Снизится доступность органов МСУ для многих категорий жителей. Да, они многие вопросы, отнесенные к их компетенции, не могли решить или решали плохо. Новый закон поднимает недоступность муниципальной власти до уровня региональной. Переход от территориального формирования системы МСУ к формированию по плотности населения в Липецкой области будет сопровождаться объединением сотен органов самоуправления муниципальных образований. Это длительный процесс, требующий значительных средств. Никакой экономии в дальнейшем тоже не ожидается, так как не произойдет сокращения чиновничьего аппарата и его содержания.

Логичное развитие получила синхронизация сроков полномочий депутатов и глав муниципальных образований, избранных представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющих полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. При досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

Кто будет на местах решать проблемы жителей? ТОС и староста. Новый закон дает теоретический импульс развития для ТОС, однако не учитывает ограниченность властных полномочий этой формы местного самоуправления. Поднимает авторитет сельских старост, которые смогут получать денежное вознаграждение. Но кем станут эти старосты? Чьи интересы они будут защищать? Есть опасение, что они станут «решалами», состоящими на довольствии у заинтересованных лиц или структур. Решение проблемы недофинансирования МСУ видится в активном развитии муниципальных образований через реализацию инициативных проектов.

Другими словами, система местного самоуправления перейдет на проектное развитие, что не может способствовать стабильному поступательному развитию территорий.

 Есть категории полномочий, отнесенных к ведению МСУ, которые они не могут эффективно исполнить. К данной категории относятся, например, определение органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями вида обязательных работ и объекта, на которых они отбываются;  определение органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями мест, в которых осуждённый, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы;  осуществление органом местного самоуправления подыскания лица, имеющего необходимые условия для содержания безнадзорных животных, и передачу ему животных; организация использования, охраны, защиты и  воспроизводства городских лесов, а  также муниципальный лесной контроль.

На органы местного самоуправления возлагаются полномочия по организации охраны, защиты и воспроизводства имущества, в том числе по несению соответствующих расходов, которое находится в федеральной и региональной собственности, что не соответствует бюджетному законодательству и законодательству о местном самоуправлении. Те более, что в законодательстве отсутствует само понятие городских лесов. И таких несоответствий, очень много.